Профессиональное слушание
8 февраля 2012Первый (он же частый) вопрос ко мне от тех, кто еще не общался, не работал с психологом
— вы (ты), наверное, устаете (устаешь) выслушивать все эти истории?
Возможно, считая, что задача психолога быть буквально и только «контейнером» (горшочком с ручкой и крышечкой) и «грудью».
Профессиональная работа в этом контексте в реальности, безусловно, сложнее. Она являет собой специфический способ (если в этих терминах) «кормить» и «принимать» — не нарушая границ клиента и заботясь о собственных, создавая пространство, где клиент с собой знакомится, встречается, отраженный Другим, получая для себя новый опыт быть — осознанно.
Так же часто отвечаю
— я их не слушаю. Я слушаю человека в его, им рассказываемой, истории.
Слушаю
— канву истории
— музыку слов
Соотношу
— контекст истории здесь/сейчас с происходящим на последних встречах («косичка» ДТ)
— контекст истории в свете основного запроса
Отслеживаю
— степень конгруэнтности — проявлений человека и текста, им произносимого
— феномены собственные (внутренние, внешние) на рассказ (здесь находят свое место все многочисленные и бесценные дары личной долгосрочной терапии самого психолога)
Выстраиваю для себя гипотезу
— происходящего с клиентом в свете вышеперечисленных вещей
— его заботы
— того, что между нами происходит сейчас и на этом этапе терапии в целом
Создаю
— метафору происходящего
Принимаю решения, выбираю
— в какой форме предложить свою гипотезу клиенту
— в какой момент
Отслеживаю, выбрав
— если в этой форме и сейчас — то, чем это вызвано во мне? (проверяю интервенцию на экологичность. Здесь снова поле личной терапии терапевта)
Предлагаю гипотезу, интерпретирую, задаю вопрос, смотрю… (в зависимости от принятого решения)
— встречаюсь с человеком напротив…
Все шаги происходят
- в динамике,
- в «прямом эфире»,
- повторяются,
- цикличны.
Это — профессиональное слушание, предполагающее
- осознанность терапевта,
- проработанность собственных травм (движение к исцелению),
- опыт прохождения профессиональной личной долгосрочной терапии,
- способность прямо конфронтировать в равной степени, как и поддерживать,
- рисковать,
- способность оставаться в терапевтической позиции в поле неопределенности,
- принимать и признавать себя в той мере, что дает ощущение себя устойчивым взрослым рядом с клиентом.
Слышать.
Обновлено 10 февраля 2012
0