Помощь в сложных,
кризисных ситуациях
+7 (495) 508-1945
Главная / Пси-блог / Гедонисты. Мазохисты

Гедонисты. Мазохисты

23 декабря 2013

Гедонисты и стоики

Автор: практикующий психолог, психотерапевт Шубик Ольга (Москва)

Несомненно — уникальных жизненных сценариев ровно столько — сколько людей населяет нашу планету.
Нет сценариев «неправильных» и «правильных», «плохих» и «хороших». Они попросту — есть: таковые и этакие.

В моем опыте личном, профессиональном два ярких сценарных русла привлекают свое внимание чаще остальных.
«Сценарий гедониста» и «сценарий стоика»

Не существует совершенно «чистых» стоиков и гедонистов. Особенности каждого сценарного поведения и сценарных качеств присутствуют в той или иной пропорции в каждом из нас. Вопрос в ином — устраивает ли нас самих эти пропорции и если нет, то чего бы хотели для себя в этой связи.

На терапию приходят и остаются ярко выраженные «стоики» — те, кто, безусловно, имеет в себе запас мужества встречаться с реальным положением вещей своей внешней и внутренней жизни. Именно эта способность позволяет им выдерживать на пути к желаемому миро- и самовосприятию моменты непростых переживаний, области «тупиков» в терапии, в том числе (нежелание, сопротивление продолжать организовывать свою жизнь с собой, Другими прежними способами и вместе с тем — отсутствие в настоящем ресурсов, опыта делать это иначе). Вместе с тем, любой стоик, обратившийся к психологу — это потенциальный гедонист: он стремится к душевному удовлетворению, повышению уровня удовольствия в собственной жизни — от отношений с собой и Другими, от своей работы, от своих доходов, своего образа жизни и способа самовыражения в мире (чего угодно).

Любой сценарий — это результат

  • наших собственных бессознательных и сознательных выборов — в прошлом и настоящем,
  • нашего сознательного и бессознательного следования родительским сценариям — и родовым
  • нашего наследия: культурный, исторический аспект в обществе, в котором росли и развиваемся в настоящем
  • объема и качества «съеденного» от Других, посланий социума (степень интроецированности токсическими для нас идеями, убеждениями, постулатами) и тд.

На любом этапе нашей жизни мы имеем возможность рассмотреть и осознать для себя несколько важных моментов в этом контексте: «какой сценарий я сейчас проживаю, как я себя в нем чувствую и ощущаю, чего мне недостает и чего в нем — чрезмерно, удушающе много для меня». И, осознав, выбрать для себя — при нашем на то желании — иное.

При ближайшем рассмотрении стоиков и гедонистов, мы можем обнаружить:

098

I. «Сценарий стоика (мазохиста)» предполагает и подразумевает

  • главную идею: «терпи и претерпевай» («стерпится-слюбится») без возможности выбора для себя чего-то иного в следующий момент,
  • игнорирование боли, душевного, физического, психологического дискомфорта внутреннего Ребенка: «потерпи, смотри какой зайчик (женщина, мужчина, машина, торт, виски, игра, препарат, штанишки — не суть)», «ты уже ходил в туалет только что, сколько можно!?», «играй, игра-то, смотри, какая классная! Что ж ты такая размазня? Я бы сейчас на твоем месте!», «слушайся старших, вон учительница говорит, что ты…» и тд.
  • следование жестким запретам: «так — неправильно», «так — нельзя», «делай так — все так делают», «так — плохо» с подразумевающимся наказанием (читай — отвержением), если жесткое условие будет нарушено («я тебе говорил! Теперь сам разбирайся!», «вот ты вначале…а потом…а сейчас ты просто ноль без палочки» и тд.)
  • жизнь «на автомате» в поле самозапретов вследствие страха отвержения (см.выше): «я не могу», «так не бывает», «да куда мне с моим…»
  • подавляющую власть внутреннего обесценивающего, критикующего, отстраненного Родителя
  • болезни, пониженное настроение, апатию, ощущение бессмысленности жизни (в кризисе — нежелание жить).

II. «Сценарий гедониста» (благополучие) подразумевает и предполагает

83404-n

  • главную идею: «в чем наслаждения нет — в том нет и проку» (с). Наслаждение включает: наш подлинный интерес, проживание телесного ощущения удовольствия в процессе проживания момента, энтузиазм (витальную энергию).
  • наличие сильного Взрослого: он слышит, слушает и организовывает необходимое — для всех частей личности. Ему под силу разрешать внутренние конфликты. Он присутствует на терапии, «делает работу по осознаванию», и, конечно, именно он «приводит» человека на терапию («это принесет мне пользу, я могу попробовать» и тд.)
  • жизнь в поле саморазрешений: «тебе — можно» (как следствие — принятие Других)
  • чуткое и внимательное отношение к внутреннему Ребенку: приоритетны «нравится — не нравится», «хочу — не хочу», «хочу — вот это» Ребенка. Осознает: за каждым «хочу» и «не нравится» — маленький живой чувствующий человек, зависящий от нас, доверяющий нам и находящийся от нас в естественной и полной зависимости.
  • наличие внутренней Любящей Мамы и Любящего Папы, которые всегда за внутреннего Малыша и уважают внутреннего Подростка, видят в нем личность («Дерзай. Я — с тобой»).

Удивительных вам открытий и интереснейшего путешествия…

0

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Новое в блоге

Электронная почта

Запись в группы
Новое в блоге
Новые статьи
Темы блога
Рубрики сайта