Помощь в сложных,
кризисных ситуациях
+7 (903) 508-1945
Главная / Пси-блог / Проблемы

Проблемы

25 декабря 2013

Проблемы в отношениях

Д. Холлис. 1.

…В среднем возрасте разочарование наступает, прежде всего, в долговременных и близких, например, в супружеских отношениях. Такие отношения несут бремя, которое обычно ложится на внутреннего ребёнка. Сколько своих надежд, сколько потребностей и сколько возможностей для разочарования мы привносим в эти отношения!

Человек, находящийся в среднем возрасте, оглянувшись назад, зачастую содрогается от нелепости совершенного им выбора при вступлении в брак или при выборе карьеры, совершенно бессознательно сделанного им лет десять-двадцать тому назад.

Молодые люди всегда влюблялись, всегда клялись быть неразлучными и рожали детей. Они и впредь будут поступать точно так же.

Но на Перевале в середине пути многих из них ждет конфронтация и с самими собой, и с партнером, привносящая в их отношения серьёзное напряжение. Действительно, в среднем возрасте сохраняется очень мало браков, и если брак все-таки сохранился, значит, напряжение было не таким уж сильным. Или развод является сигналом о начале перехода через Перевал, или же брак становится главным местом воздействия этого тектонического давления.

Чтобы лучше осознать роль и важность отношений с окружающими при переходе через Перевал, следует глубже понять природу интимности… Открывая кому-либо свою душу, мы возлагаем на него тяжелый груз.

Добавим к этому, что в современной культуре часто отождествляют брак и романтическую любовь. Заключенные про расчету браки оставили гораздо более заметный след в истории, чем супружеские отношения, основанные на любви — самом призрачном чувстве из всех чувственных состояний.

Браки, основанные на взаимной зависимости супругов могли существовать сколь угодно долго, до тех пор, пока в отношения не вмешивалась судьба или смерть. Действительно, все факты свидетельствуют, что браки, основанные на взаимной выгоде, имеют больше шансов сохраниться, чем браки, основанные на романтических мечтах и взаимных проекциях.

На сознательном уровне наши отношения с другими людьми определяются Эго, однако романтический альянс не основывается на эго-отношениях. Такая честь выпадает аниме и анимусу… более или менее бессознательным контрсексуальным элементам психического.

Анима представляет собой интериоризированное мужчиной ощущение феминности, в основном сформировавшееся в результате его отношений с матерью и другими женщинами и эмоционально окрашенное во что-то ему еще неизвестное и абсолютно новое. Ощущение мужчиной своей анимы выражается в его отношении к своему телу, своим инстинктам, своей чувственной жизни и своей способности формировать отношения с окружающими.

Анимус женщины — ее переживания маскулинности, сформировавшееся в отношениях с отцом и культурой, в которой она живет, но так же неизведанное и загадочное для неё. В этом переживании сосредоточены ощущения ее приземленности, ее способностей, ее возможности концентрировать свою энергию и добиваться в жизни исполнения своих желаний.

Однако фундаментальная истина, которая лежит в основе любых отношений, заключается в том, что свои неосознанные ощущения человек проецирует на Другого.

Среди множества людей противоположного пола лишь немногие вызывают у нас влечение; ими оказываются именно те, которые обладают личными чертами и качествами, которые позволяют «зацепить» проекцию и какое-то время удержать её. И в основе лежит то, что зовётся романтической любовью.

Романтическая любовь вызывает у нас ощущение глубинной связи, новой энергии, надежду и ощущение возвращения к себе. Среди таких проекций самой заметной является любовь с первого взгляда. Неизвестным Другим может оказаться и вчерашний убийца, если только он окажется способен на какое-то время удержать обращенную на него проекцию.

Очевидно, что за проекцией скрывается обычный человек, который похож на нас и, несомненно, проецирует на нас свои собственные надежды. Но для нас этот Другой является особенным. «Этот человек совершенно иной» — объясняем мы. Или иначе — «Раньше я никогда не чувствовал ничего подобного!»

Эту иллюзию подпитывает традиционная культура. Если слить воедино все песни, находящиеся на вершине хит-парада, то полученный лирический текст звучал приблизительно следующим образом: «Я так страдала, пока ты не вошёл в мою жизнь, а потом в ней все смешалось, совершенно изменилось, и мы оказались на вершине мира. Так продолжалось, пока ты не изменился, и мы не растеряли всё, что между нами было, и тогда ты ушёл прочь. Теперь я несчастна, и никогда снова не полюблю, пока не подвернется подходящий случай». Певец может быть любого пола; соло может исполняться под гитару или даже без неё.

Совместная жизнь каждый день безжалостно устраняет все проекции; приходится признать свою непохожесть на Другого, который не хочет и не может соответствовать большинству направленных на него проекций. Поэтому в среднем возрасте люди приходят к заключению: «Сейчас ты совершенно иной человек, совершенно не похожий на того, на ком я женился (или за кого выходила замуж)». А по существу он никогда таким и не был. Он всегда был кем-то иным — незнакомцем, которого мы тогда почти не знали, да и сейчас знаем не намного лучше.

В этом смысле человек буквально влюбляется в отсутствующие части своей личности. Это ощущение близости и возвращения домой было настолько сильным и вселяло столько надежд, что утрата всего этого расценивается, как катастрофа *

*

Когда я говорил об этом на публичных выступлениях, многие слушатели соглашались с моей логикой, но при этом их очень расстраивала мысль, что Доброго Волшебника в действительности не существует. Одна женщина подошла ко мне после лекции, погрозила мне пальцем и сказала: «А я все равно верю в любовь!» По ее гневному тону можно было догадаться, что она только что лишилась своего Санта Клауса.

1

Новое в блоге

Электронная почта

Запись в группы
Новое в блоге
Новые статьи
Темы блога
Рубрики сайта