Тревога, контроль и агрессия в терапии
21 декабря 2013* На примере особенностей работы с обсессивными клиентами может быть проиллюстрирован феномен: негативный перенос на фоне тревоги, контроля и самоконтроля с последующим взрывом агрессии, мешающей клиенту оставаться в терапии для продолжения разрешения своих патологических паттернов в общении.
«Важнейший неосознанный внутренний конфликт, обсессивной личности — это борьба между послушанием и непослушанием, между желанием угождать и стремлением сопротивляться авторитетам.
Обсессивная личность отличается излишней склонностью к самоконтролю и контролю над окружением. Она опасается внешнего мира и собственных побуждений. Как отмечает Salzman (1968), человек обсессивного типа «испытывает потребность контролировать себя и свое окружение, чтобы преодолеть чувство бессилия».
Вероятность собственной некомпетентности, недостаточной информированности, неспособности уменьшить риск возбуждает сильную тревожность.
Неспособность к самоконтролю, а конкретнее к контролю своих агрессивных побуждений порождает утрированное послушание или, как утверждает Storr (1980), склонность к тирании по отношению к другим.
Другим вариантом неудачного самоконтроля, как упоминалось, является склонность к доминированию, придирчивая критичность. Человек становится трудно уживчивым, особенно в семье.
Невозможность полностью контролировать других людей возбуждает злость, которая в межличностных отношениях проявляется как иррациональная тирания.
В консультировании обсессивная личность этого типа использует в качестве самозащиты нападение, например,
- объясняет консультанту, что он должен говорить,
- комментирует его профессиональные действия,
- делает замечания по поводу его поведения во время конкретной встречи
- или вообще может прочесть «краткую лекцию» о консультировании.
Консультант испытывает прямую угрозу своей профессиональной компетентности и обычно сердится.
Клиент не стремится оскорбить консультанта, а пытается таким способом взять под контроль свою тревожность и защититься от помощи, которая может представлять для него не меньшую опасность, чем его проблемы.
Для обсессивного стиля характерно использование средств общения для разрушения общения. Немало обсессивных клиентов в консультировании участвуют лишь физически, а психологически самоустраняются. Клиент смотрит куда-то в сторону, еле слышно говорит, рассеянно слушает.
Обсессивная личность изо всех сил старается не говорить о своих эмоциональных проблемах. Она прилагает огромные усилия, чтобы скрыть эмоциональные трудности, но таким образом только демонстрирует их.
Клиент постоянно старается контролировать консультативную беседу, чтобы избежать эмоционального контакта с консультантом. Поэтому беседа становится волнообразной — как только консультант пытается продвинуться вглубь, клиент стремится выкрутиться и превратить его намерения в ничто.
Когда консультант чувствует, что перед его носом захлопывается дверь, значит он приблизился к самым существенным проблемам клиента. Уклонение от погружения в свой внутренний мир проявляется в склонности к интеллектуализации. Объяснения и интерпретации консультанта обсессивный клиент воспринимает головой, а не сердцем.
Если реакции консультанта на обсессивную личность адекватны, психологической защитой клиента выступает злость.
Такую ответную реакцию следует рассматривать не как следствие своей ошибки, а скорее как признак прогресса в работе.
Римас Кочюнас