Открытый-ограниченный
28 марта 2024Ф. Скэрдеруд
Что это означает для каждого отдельного человека? Лас-Вегас одновременно притягивает и утомляет. Я провожу много времени у себя в комнате или в баре. Я снова встречаю … и мы с ней выпиваем по стакану воды.
Она говорит, что у нее взрывной темперамент и что стоит ей столкнуться с чем-то расширяющим границы, как она взрывается, выходит из границ, становится зависимой и одержимой.
При этом не играет никакой роли, что именно послужило катализатором.
Мне становится любопытно, имеет ли она в виду также секс, но она прерывает меня, заявив, что очень интересуется терапевтикой.
Она испробовала почти все виды лечения и хотела бы сама сделаться врачом-терапевтом.
Я спрашиваю, не одержима ли она терапевтикой?
«Нет, ты неправильно меня понял, — говорит она, — лечение научило меня пить воду и держаться подальше от всего, чего я не переношу. Когда я буду врачом, — продолжает она, — то научу моих пациентов устанавливать для себя границы»
Подобно тому, как она пила теперь воду вместо алкоголя, она отказалась от близких отношений с людьми. От этого она также становилась зависимой.
Она объясняет, что все дело в том, что у нее отсутствует фильтр
К ней вечно липнет вся пыль с асфальта. Она пыталась сконцентрироваться, но, несмотря на всю «пыль», что в ней клубится, не знала, на чем именно.
Она говорит, что бесконечно ранима, почти не выносит критики, не переносит комментариев и взглядов — после чего я не знаю, куда мне смотреть.
Все это она говорит спокойно, просто сообщая мне факты, одновременно чрезвычайно личностно и в высшей степени безличностно.
Теперь проблема возникает у меня — я не знаю, как мне следует себя вести.
Как психотерапевт, я не имею права находиться в таком же бедственном положении, как мои пациенты. Мне необходимо держаться в рамках, которые я себе создаю с помощью изученных приемов.
Постоянное собирание опыта имеет то преимущество, что изученная техника интегрируется, становится частью личности, которая, таким образом, становится менее «технична». Но по меньшей мере так же важны и понятия. Чтобы оставаться в седле, я должен воспользоваться парой метафор.
Весьма растяжимым и поэтому, по мнению многих, непригодным, но, по моему мнению, весьма точным значением обладает пара понятий «открытый — ограниченный».
Я должен поблагодарить норвежскую специалистку по социальной антропологии Иорун Солхейм за то, что в своих текстах она посвятила меня в тайну универсума открытого опыта и открытых тел. Эти знания во многом повлияли на мою книгу.
Она пишет в основном о женской открытости, которая кажется ей больше, чем мужская, что связано не только с биологией и анатомией, но, разумеется, и с нашей культурой.
В «Открытом теле» она пишет о том, что наша жизненная ситуация, характеристикой которой «кажется все более многочисленное нарушение границ и ослабление традиционных категорий — раскрытие всех вещей благодаря постоянно увеличивающемуся потоку информации несет с собой также все увеличивающееся «раскрытие» женского тела.
Как символически, так и в действительности женское тело становится все более доступным как нечто, куда можно войти, что можно исследовать, раскрыть, разрезать и над чем можно надругаться — каждому по потребностям.
Табу почти не осталось, все наши границы скоро исчезнут».
Разумеется, это в первую очередь касается женщин, но я осмелюсь утверждать, что открытость представляет из себя универсальный современный опыт, поскольку человек сегодняшний гораздо более незащищенный и предоставленный самому себе.
Проблема отсутствия границ — это проблема различения и нечистоты. Нам стало очень трудно отличать внутреннее от внешнего, определенное от неопределенного.
Когда границы становятся менее четкими, теряет четкость и наше представление о действительности
Отсутствие границ порождает нужду в ограничении.
Как антрополог Солхейм ставит перед собой задачу распространять то, что она называет символическим образом мыслей.
Все, что мы делаем, надо понимать как в конкретном, так и в символическом смысле.
Несмотря на свой конкретный характер, тело играет в этой символике центральную роль.
Наше тело всегда является одновременно предметом и знаком. Оно превращается в носителя символического сообщения об отношениях между людьми и между человеком и культурой.
Воплотившаяся таким образом символика испытывается как нечто «реальное», и открытое и безграничное превращаются в открытость и безграничность тела.
Значение этого различия для опыта разумности и упорядоченности является центральной темой в работе таких антропологов, как Клод Леви-Стросс, Грегори Бэйтсон и Мэри Даглас.
Отсутствие границ трактуется Даглас как нечто грязное, нечистое
Это понятие схоже с понятием абжекта у психоаналитика и литературоведа Юлии Кристевой.
Под абжектом она понимает некий причиняющий страдания объект, который, не являясь моим «я», тем не менее, вступает в тесный контакт с моим телом, смешивается с ним и должен быть изгнан, чтобы я снова мог стать самим собой.
Йорун Солхейм пишет: «Я убеждена, что наши новые и быстро распространяющиеся «культурные болезни», такие как анорексия, булимия, фибромиалгия и другие трудно определяемые страдания, в первую очередь надо рассматривать как симптом усугубляющейся проблемы «пограничной линии».
Эта проблема связана с сохранением границ тела и, не в последнюю очередь, с недостатком целостности, неприкосновенности женского тела.
Тело говорит о своей жертве — утрате различий — и ищет в боли новые границы, некую силу, которую оно сможет обуздать, некое сакральное пространство, принадлежащее только ему».
Как врач-клиницист я могу подтвердить эту мысль. В связи со многими патологическими случаями, с которыми я имел дело, можно говорить о регрессии.
Человек регрессирует, ограждает себя, замыкается в самом себе, уменьшается, черствеет, одурманивается, опьяняет себя или ищет забвения
Эти симптомы служат установлению границ — отграничению от других, от будущего, от всех требований и ожиданий.
Когда я работал с больными анорексией, тело которых становилось день ото дня все меньше, мне казалось, что они пытаются найти свою минимальную самость, маленькую, легко обозримую и такую, чтобы ее можно было легко держать под контролем — соблюдают, так сказать, экзистенциальную диету.
В столкновении с открытым подобные симптомы могут быть значительной регрессией, которая, в лучшем случае, может даже иметь положительный эффект.
Там, где границы полностью отсутствуют, совершенно необходимо их установить
Границы порождают индивидуальность, поскольку индивидуальность основана на нашем умении отличать себя от других.
Границы устанавливают для этого конкретные знаки, в нашей культуре состоящие из правил, ритуалов, законов и запретов.
В том эксцентричном пространстве вне повседневной действительности, в котором человек может играть свои драматичные игры с контролем, компетентностью и значением, это устанавливает для него новые границы с неизбежной повседневностью.
Против неопределенности проводится граница, которую человек может воплотить в собственном теле
В романе Эрленда Лоеса «Дни должны быть другими, и ночи тоже» двадцатипятилетний главный герой пережил катастрофу и потерял интерес к окружающему. Вселенная его разума оказывается пуста.
Его терапевтическая стратегия состоит в том, чтобы опустошить внешнее. Таким образом он освобождается от всего, все улаживает, отменяет, очищает и редуцирует. Его стратегия гомеопатична. Он производит больше того же самого, чтобы получить обратный эффект, так сказать, лечит подобное подобным.
Его «нет» — это активное «да» жизни с различиями.