Помощь в сложных,
кризисных ситуациях
+7 (903) 508-1945
Главная / Психотерапия / Экзистенция / Жизнеизменяющая терапия

Жизнеизменяющая терапия

27 марта 2024

Важнейшие положения подхода Дж. Бюджентала, который он сам называет жизнеизменяющей психотерапией


1.  За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы «Что я есть? Что есть этот мир?» и т. д.

В экзистенциально-гуманистическом подходе терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы.

В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более полноценной.


2.  Экзистенциально-гуманистический подход основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии.

Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности безжалостно непредсказуем и не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые результаты.


3. В центре внимания терапевта, работающего в экзистенциально-гуманистическом подходе, находится субъективность человека, та, как говорит Дж. Бюджентал, внутренняя автономная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне. Субъективность — это наши переживания, стремления, мысли, тревоги — все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а главное — что мы делаем из того, что там с нами случается.

Субъективность клиента и есть главное место приложения усилий терапевта, а его собственная субъективность главное средство помощи клиенту.


4.  Не отрицая большого значения прошлого и будущего, экзистенциально-гуманистический подход ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально здесь и теперь. Именно в процессе непосредственного проживания, в том числе, и событий прошлого или будущего могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы.


5.  Экзистенциально-гуманистический подход задает скорее определенную направленность, фокус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний.

По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию.

Поэтому этот подход отличается разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, нетерапевтичные действия как совет, требование, инструктаж.

Таким образом, основными предметами анализа в экзистенциально-гуманистическом подходе выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение

Лечебными факторами в работе психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента (недаром один из основных подходов называется Person Centered Psychotherapy), поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность.
Экзистенциально-гуманистический подход в психотерапии помогает найти себя, улучшить качество жизни, восстановиться после психологических травм или насилия, справиться с зависимостями, избавиться от психосоматических заболеваний, преодолеть непонимание в отношениях с близкими.


Представители этого направления в психотерапии склонны видеть человека существом прирожденно активным, борющимся, самоутверждающимся, повышающим свои возможности, с почти безграничной способностью к позитивному росту.

Одно из базовых убеждений гуманистически ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления.

При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал.

Поэтому усилия психотерапевта направлены на: рост пациента, а не просто на лечение болезни, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч. Терапевтической целью является достижение максимальной осведомленности или более высокого состояния сознания, при котором, согласно Мею (May R., 1958), “быть осведомленным о своем предназначении в мире в то же самое время означает быть предназначенным для этого”.


Представители гуманистического направления используют такие широкие понятия, как самоопределение, творчество, подлинность, и методологию, стремящуюся к максимальной интеграции ума, тела и души человека при отсутствии или нарушении его целостности.

Патология понимается как уменьшение возможностей для самовыражения, как результат блокирования, подавления внутренних переживаний или потери соответствия им.

Невротическая личность рассматривается как страдающая от подавления и фрагментации, а невроз — как основной, универсальный, приводящий к отчаянию результат отчуждения индивидуума от себя, своего общества (или мира).

По Маслоу (Maslow А. Н., 1970), патология — это ослабление человека, потеря или пока еще неосуществленность человеческих возможностей.

Таким образом, болезнь, включающая все обычные психиатрические понятия, и здоровье располагаются на континууме: кем человек стремится быть — кем он может стать

При рассмотрении терапевтического процесса (процесса изменений) интеллектуальные знания заменяются эмоциями и переживаниями, акцент на “там и тогда” отдаленного прошлого переносится на “здесь и теперь” непосредственного настоящего. Переживание (как приобретение опыта) является скорее чувственным, чем познавательным или вербальным процессом, происходящим в непосредственном настоящем, являющимся субъективным и незаметным (для окружающих), а также безоговорочно значимым (хотя позднее необязательно остается таковым) и служащим средством для концептуализации.


Согласно Гендлину (Gendlin Е. Т., 1961), “терапевтические изменения являются результатом процесса, в котором несомненно значение осведомленности, интенсивного чувствования, точно направленного и измененного, даже без словесного выражения”. Терапевтические изменения через переживания обычно происходят с помощью реальных, конгруэнтных межличностных взаимоотношений между пациентом и психотерапевтом.


В отличие от психотерапии динамического направления, психотерапевт не касается здесь прошлого пациента, диагноза, не стремится к инсайту, интерпретации, не рассматривает чередование переноса и контрпереноса, не указывает целей, не является директивным или конфронтирующим, навязывающим свое мнение пациенту в форме наставлений или решающих проблему предпочтений.

Психотерапевты школы Роджерса и классического экзистенциализма имеют, по сути, вербальные взаимоотношения с пациентом.


Другие школы в гуманистическом направлении в психотерапии часто не вербальны в своем подходе.

Они (например, гештальттерапия) видят сверхинтеллектуализацию как часть проблемы пациента, т. е. проявление защиты против переживаний и чувств, и не принимают ее в качестве терапевтического приема.

Психотерапевты пытаются сосредоточить активность на рефлексии, предпочитают действие слову или, как минимум, комбинируют действие с интроспекцией.
Их цель заключается в развитии осведомленности пациента о телесных ощущениях, позах, напряжении и движениях с акцентом на соматических процессах.

Основной упор делается на усилении, побуждении пациента. Приемами, выражающими самопереживания в таких школах, является сочетание прямой конфронтации с драматизацией, т. е. разыгрывание ролей, переживание фантазий в терапевтической обстановке.


В гуманистическом направлении в психотерапии делается также попытка объединить ум, тело и душу путем фокусировки на духовном измерении, что осуществляется в основном методами медитации.

Считается, что состояние конечного глубокого отдыха позволяет выходить за пределы мира индивидуального Я.

В большинстве методов тренировки воли и внимания центральной является сосредоточенность на специальном произнесении слов или мантр, что, например, служит основанием для возникновения состояния без Я или трансцендентального состояния, не сосредоточенного на Я.

Comments are closed.

Новое в блоге

Электронная почта

Запись в группы
Новое в блоге
Новые статьи
Рубрики сайта