Амбивалентность
28 марта 2024Ф. Скэрдеруд
Я убежден, что в моем кабинете слово «но…» слышится в среднем в два или три раза чаще, чем в каком-либо другом месте. После долгого рабочего дня, приняв десяток пациентов в моем кабинете стенами песочного, как Невада, цвета, я часто трачу много времени на наведение порядка.
Я позволяю себе быть медлительным и расслабляться. Кругом меня валяются целые кучи «по горы оговорок, взятых обратно слов, отмен, метаний, парализующих сомнений.
После долгого рабочего дня мой кабинет полон смятенных чувств
Если бы меня заставили выразить всю эмоциональную жизнь современного человека одним словом, я выбрал бы слово амбивалентность.
В амбивалентности отдельного человека можно видеть воплощение всей современной культуры.
Множество культурных противоречий находят свое выражение в одном отдельном человеке.
Будучи сложным и трудно определимым понятием, амбивалентность является объектом целого ряда теоретических толкований.
Ее можно рассматривать психодинамически и интерпретировать как недостаток психической интеграции объектов (хорошая и плохая грудь, Кляйн).
В рамках теории аффекта амбивалентность можно интерпретировать как недостаток аффективной интеграции у ребенка (Томкинс).
С системно-теоретической точки зрения ее можно понять как неясную семейную жизнь и как описание специфического для тесных отношений поведения (привязанность, Боулби)
В социологии амбивалентность может быть интерпретирована как описание современного человека, описание, подчиняющееся законам прогресса и потому отрицающее настоящее (Бауман).
В религиозно-социологических терминах — как секуляризация, при которой человека оставляют как Бог, так и дьявол, и он сам должен быть ими обоими.
Амбивалентность — одно из основных человеческих чувств
Она родственна здоровому сомнению, которое, по мнению Декарта, лежит в основе сознательного человеческого существования: я сомневаюсь и поэтому знаю, что существую.
Напротив, патологическая амбивалентность означает бесконечные переговоры с самим собой.
Здоровое сомнение являет собой процесс, движение в неком направлении; оно куда-то приводит.
Парализующее сомнение — это вредное беспокойство, бег на месте.
Сегодня вредная амбивалентность — типа той, с которой я сталкиваюсь у себя в кабинете, понимается как недостаток интеграции.
Внутренние образы и эмоции не проработаны; они перемешаны и существуют бок о бок, соперничая друг с другом
Расщепленная фигура
Для меня воплощением амбивалентности служат люди, страдающие расстройствами питания.
Мало кто в такой мере живет этими «за» и «против».
В то же время я убежден, что врачи, работающие с другими клиническими феноменами, имеют сходный опыт в том, что касается сути амбивалентности.
При нарушениях питания человек теряет контроль над едой и своими эмоциями.
Еда и тело превращаются в инструменты, с помощью которых пациент пытается снова получить контроль.
Описывая недостаток контроля и смятенные чувства, пациенты часто говорят о «внутреннем хаосе» и употребляют слова «я не знаю»
Крайняя амбивалентность, двусмысленность и противоречивые чувства могут восприниматься терапевтом как «шум» чувств и отношений, как помехи, стоящие на пути того, над чем человек должен «действительно» работать.
Мотивация пациента оказывается неполной.
Если слишком внимательно прислушиваться к подобному «шуму», это может препятствовать пониманию и совместной работе.
Нельзя, однако, упускать из виду тот факт, что смешанные чувства имеют смысл, что они что-то выражают.
Они важны для понимания основной темы.
Внести ясность в эту амбивалентность означает увидеть пациента и, может быть, помочь ему преодолеть вызванный ею поведенческий паралич
Без этого невозможно понять, что мотивация является по крайней мере настолько же целью лечения, как и его необходимой предпосылкой.
Одна моя четырнадцатилетняя пациентка пришла на первый сеанс терапии с родителями и представилась как два человека: I и II.
Она в отчаянии. Один хочет лечиться, а другой — нет.
Она поднимает руки к голове и указывает на виски: один злой, другой — хороший.
Она сбивает с толку родителей, друзей, докторов — но больше всего саму себя.
Те, кто живет с людьми, страдающими нарушениями питания, должны научиться понимать противоречивые значения и обращаться с парадоксами.
Я составил каталог наиболее распространенных противоречивых сообщений.
Я называю пациентов с нарушениями питания «она», так как в девяноста процентов случаев это так и есть.
- Она становится заметной именно тем, что пытается сделаться незаметной
- Она пытается стать кем-то, делаясь ничем
- У нее лицо ангела и тело узницы концлагеря
- Она самая способная и самая больная
- Еда ее интересует, но она ничего не ест
- Она приходит к врачу, но не знает, хочет ли помощи
- Она может жадно ухватиться за что-то и затем отшвырнуть это
- Она может судорожно цепляться за мать, чтобы потом ее оттолкнуть
- Она жертвует собой для других, чтобы через это спастись самой
- Для своих родителей она одновременно играет роль ребенка и матери
- Она — самоуничтожающийся ребенок, подчинивший себе всю семью
- Она самая послушная, но протестует больше всех
- Она так хорошо умеет приспосабливаться, что в результате оказывается неприспособленной
- Она одинаковая и разная.
- Она самая чувствительная, но хуже всех понимает чувства других.
- Она интерпретирует все негативно.
Это только начало.
Основная двусмысленность заключается в том, что при подобных заболеваниях дело одновременно и в еде, и не в еде
Речь не идет ни о чем другом, но в то же время еда является лишь символом того, что пациентка недовольна собой и не чувствует себя. Она похожа на хорошего фокусника, который сосредоточивает все свое и зрительское внимание на еде с тем, чтобы скрыть свою эмоциональную драму.
Основная двусмысленность часто состоит и в том, что пациентка одновременно и слишком сильна, и слишком слаба.
Она так сильна, что не позволяет другим устанавливать для нее границы.
Однако она слишком слаба, чтобы позвать кого-нибудь на помощь и попросить то, что ей надо.
Она так сильна, что никто не может препятствовать ее отчаянному стремлению к спасению.
Она слишком слаба, чтобы найти наилучшее решение и выразить свою мечту о том, чтобы кто-нибудь оказался сильнее нее и помог ей.
Я навожу порядок у себя в офисе. Кругом валяются целые кучи амбивалентностей.
Я размышляю о том, что это бросает вызов моему умению также становиться двойственным, не теряя при этом дееспособности
Моя двойственность должна быть отражением двойственности моих пациентов, но при этом она должна быть продуманной.
Если я увижу в пациентке только ее слабость, только ребенка, я рискую начать слишком сильно о ней заботиться и контролировать ее.
Возможно, она будет протестовать, чтобы сохранить свою самостоятельность.
Если же я увижу в пациентке только ее силу, увижу в ней взрослого или «ребенка-старичка», я рискую оттолкнуть ее от себя.
Я не увижу того, что она нуждается в заботе, и, возможно, побужу ее «остаться в детстве».
Я должен увидеть одновременно и силу, и слабость. Это весьма увлекательное и эффектное искусство балансирования на канате — на высоте нашего времени