Инфантилизм
1 мая 2022Позиция «дайте мне, покажите мне, докажите мне» — позиция ребенка условных 2-3 лет.
Малыш физически ограничен в том, чтобы самостоятельно удовлетворять свои потребности.
Он тянет руки к взрослой фигуре рядом, взывая к последней, желая от неё помощи.
Он естественным для такого возраста образом требует для себя нужного, испытывая возмущение, недовольство, когда этого нужного для себя не получает (или сию секунду не получает, или в том виде, что ожидал). На пике фрустрации — «не так! Не то!».
Когда подобная позиция предъявляется окружающему миру взрослым человеком по паспорту, то мы говорим, что личность презентует свою детскую травму. Сепарация здоровым образом с внутренней родительской фигурой не произошла, не случилась в силу разных причин и сейчас эту травму человек отыгрывает через манипуляцию, перекладывание ответственности за своё неудовлетворение на Других.
Покажите мне, где…
Расскажите мне, что…
Докажите мне с аргументами, что…
Мне не показывают эти документы… (с)
У психологически взрослого человека (паспортный возраст вторичен) коммуникация с собственными потребностями выглядит иначе:
Я хочу узнать. Я ищу для себя разные способы это сделать. Я прикладываю усилия (время, силы). Я читаю материалы в книгах, статьях, аналитических материалах. Я анализирую сам и с помощью других. Я совершаю работу, чтобы удовлетворить свою потребность в «узнать об этом больше». Я узнал.
У инфантильной личности в этом месте отыгрывание при соприкосновении с детской травмой: «я неудовлетворен, не понимаю, не осознаю причину своей неудовлетворенности. Я мал и голоден. Я не в состоянии вербализовать свою потребность. Я плююсь «не то!» и возмущаюсь. Я бунтую до тех пор, пока я не смогу рассказать Другому о причине своего дискомфорта. Или пока не иссякнут мои силы плеваться, плакать, возмущаться в сторону опекающих меня других».
В трагичных сценариях взрослый человек живет в травме незавершенной сепарации и опирается на свою инфантильную часть.
Он находит в себе силы лишь на повторение бунта, требований к Другим. Он черпает мазохистическую сладость в моменты, когда получает внимание от окружающих к своим страданиям (для человека они, безусловно, реальны).
И одновременно ощущает бессилие, боль: подлинную потребность «накормить» себя действительно нужным, необходимым он так и не осуществил, не смог, по-прежнему не получается. Травма незавершенности взаимодействия с материнской фигурой по-прежнему внутри.
Что чувствуют к манипуляторам окружающие люди?
Широкий спектр чувств: от раздражения, злости, отвращения с желанием отодвинуться подальше у психологически взрослых людей. До радости узнавания себя в Другом у «застрявших» эмоционально на этом же этапе развития.
Злость и отвращение окружающих маркируют в этом месте
— манипуляцию: в требовании «дайте мне» ничего нет от декларируемого вслух желания «хочу узнать о…» — нет действий самого человека. Есть требование «дайте» к внешним объектам, которых манипулятор пытается контролировать через чувство вины «не так и не то даёте! Я-то готов, а вот вы мне не даете».
— проективную идентификацию, когда собственная беспомощность проецируется на внешний объект и, помещенная в Другого, бессознательно атакуется. Так выглядит защита от внутреннего агрессивного критика, предъявляющего мало выполнимые требования к ребенку.
Психологической всем нам зрелости, друзья.
И решимости придти в терапию, если вы ещё не там.
Это всегда вовремя.