Помощь в сложных,
кризисных ситуациях
+7 (495) 508-1945
Главная / Неврозы / Фактор невроза

Фактор невроза

30 декабря 2013

Причинный фактор невроза

  • психическая травма
  • тяжелая соматическая болезнь,
  • эмоциональная депривация в процессе общения со значимыми людьми (в первую очередь родителями, если речь идет о ребенке).

Критическими возрастами, предрасполагающими к развитию невротических реакций и неврозов, является

  • период 7-11 лет, когда начинает активно формироваться аффективная сфера личности, и
  • период 11-14 лет, когда активно развивается идеаторная (имеющая отношение к идеям, когнитивная) сфера личности.

Для этапа формирования аффективной сферы личности характерны

  • непосредственность
  • неустойчивость эмоциональных реакций,
  • их быстрая смена,
  • преимущественный интерес к текущим событиям
  • недостаточная оценка будущего.

Если в этом возрасте (7-11 лет) ребенок переживает психическую травму (потеря родителей, конфликт между папой и мамой, развод родителей, длительная отлучка одного из родителей, соматическое заболевание, связанное с длительным пребыванием в больнице), то высока вероятность задержки аффективного развития.

В дальнейшем эта задержка приведет к

  • развитию в структуре личности эмоциональной неустойчивости,
  • непосредственности реагирования на внешние события
  • к трудностям адаптации,
  • к снижению способности адекватной оценки ситуации
  • построения планов на будущее.

На этапе развития мыслительной сферы личности сознание ребенка

  • обогащается различными понятиями,
  • развивается способность к умозаключениям,
  • к построению долгосрочных планов действий.
  • Подросток начинает самостоятельно мыслить
  • подвергать обсуждению те или иные факты,
  • вскрывать закономерности социальной жизни.

При возникновении психотравмирующих ситуаций в возрасте 11-14 лет может

  • снижаться интерес к окружающему,
  • наблюдаться подавление эмоциональной связи с происходящими событиями из-за неприятных переживаний по поводу возникающих мыслей,
  • идеи становятся оторванными от реальности.
  • Внешне подросток с психотравмой кажется окружающим
    • рано повзрослевшим,
    • сдержанным,
    • он стремится много читать,
    • рассуждать о сложных проблемах.

Однако на самом деле такое развитие создает предрасположенность к формированию в будущем невроза навязчивых состояний.

Большую роль в возникновении отклонений в развитии личности, могущих привести к развитию неврозов, играет

  • система отношений в семье ребенка
  • характер воспитания, принятый в этой семье.

В психодинамическом подходе больший акцент делается на характере детско-родительских отношений как ведущей причине неврозов.

Отношение к ребенку рассматривается в глобальном аспекте принятия/непринятия (принятия/отвержения).

С глобальным отношением к ребенку связано удовлетворение его базовых потребностей.

В отношениях принятия и адекватной заботы, истинной любви (когда родители реагируют не только на витальные — голод, жажда, удовлетворение телесных потребностей, — но и на эмоциональные нужды ребенка), ребенок не испытывает тревоги за свое будущее, адекватно познает мир и научается конструктивному взаимодействию с ним. Постоянное проявление заботы является особенно важным для развития такой функции «Я», как способность без опаски откладывать удовлетворение потребностей (postponegratification) вследствие развития у личности уверенности в мире и доверия к нему. Способность откладывать удовлетворение потребностей позволяет человеку строить зрелые межличностные отношения, защищенные от срывов и чрезмерных эмоциональных переживаний.

В отечественной психологии больший акцент в объяснении факторов, предрасполагающих к развитию неврозов, делается на системе воспитательных мероприятий.

При этом под неадекватным воспитанием понимается не столько сам стиль, сколько шаблонное, негибкое использование какого-либо одного из вариантов воспитательных воздействий без учета реальных обстоятельств.

Наиболее частой причиной невротического развития личности считается воспитание в виде

гиперопеки (гиперпротекции), которая может проявляться как «доминирующая» или «потворствующая»

и противоречивый стиль воспитания.

Воспитание в виде доминирующей гиперопеки обязательно включает особую систему разрешительного или ограничительного контроля над поведением ребенка. Родители исходят из предпосылки, что они лучше, чем ребенок, знают жизнь, опытнее его, поэтому в любых обстоятельствах заранее стремятся обеспечить ему наилучшее решение любых проблем и преодоления препятствий, беря все трудности на себя и лишая ребенка права выбора. При доминирующей гиперопеке родители сами выбирают ребенку друзей, организуют его досуг, навязывая свои вкусы, интересы, нормы поведения. Эмоциональные отношения здесь обычно сдержанные. Строгость, контроль, подавление инициативы ребенка мешают развитию отношений привязанности и формируют только страх и почитание обладающих властью. К доминирующей гиперопеке относится и воспитание в условиях высокой моральной ответственности. Здесь повышенное внимание к ребенку сочетается с завышенными требованиями по отношению к его личности и поведению. Эмоциональные отношения с родителями при этом более теплые, однако ребенок ставится в условия, когда он должен во что бы то ни стало ради этой любви оправдывать завышенные ожидания родителей. В результате такого воспитания возникает страх перед испытаниями, что вызывает неадекватное ситуации психическое напряжение.

В воспитании по типу потворствующей гиперопеки («кумир семьи»), напротив, любые желания ребенка оказываются в центре внимания, просчеты и проступки ребенка не замечаются. В результате у ребенка формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и препятствий на пути к удовлетворению желаний. Такая личность испытывает сильные отрицательные переживания при столкновениях с реальностью, поскольку лишение привычной атмосферы почитания и незатрудненного удовлетворения желаний вызывает социальную дезадаптацию.

Наконец, невротическому развитию личности способствует противоречивый стиль воспитания, когда в одной и той же ситуации к ребенку предъявляются противоположные требования. Противоречивый стиль воспитания характеризуется альтернирующими (перемежающимися) эмоциональными отношениями между родителями и ребенком и неконгруэнтностью общения.

Перемежающиеся эмоциональные отношения — это непоследовательные, немотивированные эмоциональные проявления, когда похвала или упрек зависят исключительно от настроения родителя, а не от ситуации и поведения ребенка.

Неконгруэнтность общения — несоответствие слов родителей интонации и мимике (часто встречается в случае скрываемого эмоционального отвержения ребенка).

Для противоречивого стиля воспитания также характерна постоянная, не зависящая от содержания ситуаций смена воспитательных тактик или наличие разных воспитательных тактик у разных членов семьи.

Общим результатом перечисленных воспитательных тактик становится формирование напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, что приводит к перенапряжению нервных процессов и невротическому срыву под влиянием даже незначительных психотравм.

Адаптированные материалы «Пограничные психические расстройства» Ю. А. Александровский

0

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.