Помощь в сложных,
кризисных ситуациях
+7 (495) 508-1945

Страх успеха. II

30 декабря 2013

Страх успеха (триумфа)

Несколько основных моментов рассмотрю поближе.

Успех может пугать, вызывая сильное внутреннее напряжение, стресс (и чем неожиданнее, яснее, объемнее для нас признание нас, наших проявлений Другими — тем сильнее напряжение).

И как феномен внутренней нашей удовлетворенности может пугать, разумеется, не приятными бонусами (утоленный «голод» во власти, признании, принятии, деньги, вещи, возможности, на них купленные, «свобода для» и тп), а вещами, лежащими в глубине нашей психики, а именно:

I.

Успех несет угрозу ядру нашей личности, тому, что мы знаем о себе, выучили, будучи маленькими, находясь рядом со значимыми Взрослыми «там и тогда»: может быть, это было —

  • «я — выживающий»,
  • «я — беспомощный»,
  • «я — не нужный»,
  • «я — всегда голодный»,
  • «я — никчемный»,
  • «я — плохой»,
  • «я — не интересный» и тд.

В этой идентификации мы научились мыслить определенным образом, выстраивать жизнь и взаимоотношения с собой и Другими определенным образом — «под» эту идентичность и никакую другую.

Мы можем, идентифицируясь с этим образом, отлично научиться выживать, знаем все пути, входы и выходы, чтобы организовать себе, например:

собственную «ненужность» в паре (нередко истории о «невозможности» найти пару или «ненужности» в семье — именно об этом),

«беспомощность» в ситуации, когда в той же ситуации рядом — Другой видит несколько возможностей,

«голод» при наличии расстояния в протянутую руку себе организовать нужное тепло, внимание Других, новые возможности для профессионального роста (что угодно)

«плохость» в собственных глазах (на помощь при затруднении организации «плохости» приходит весь арсенал чужих ожиданий от нас в прошлом и настоящем: «а муж говорит», «мне мама говорила», «она сказала», «они на работе сказали» и тд) и тд.

Мы не знаем себя иными и неизвестное естественным образом пугает нашего внутреннего Ребенка.

Именно поэтому многие из нас доходя на «энтузиазме новизны» до определенной высоты (предела, черты — как угодно) в сфере работы, творчества, образа жизни (не суть) — останавливаются, ибо дальше — неизвестная нам земля, неизвестное пространство иных выборов, иного образа мыслей и решений. Того, что пока (или до конца нашей жизни — кто знает?) — «не-я».

В ситуации, когда мы осознаем подобного рода страх, главное, в чем может нуждаться наш внутренний Ребенок — в утешении.

Нет нашей вины в том, что мы видим себя сейчас такими, какие есть («нерешительный», «трусливый», «вялый» — любые другие «ярлыки»).

Есть результат того, как и что мы выбирали, имея за плечами свою личную историю такой, какой она была, есть в нашей жизни.

И если результат нас перестал устраивать — мы можем со временем изменить свои взгляды, осознать причины наших тех или иных выборов, отказаться от того, что перестало нас устраивать.

И может быть важным быть в подобной ситуации взятие на себя ответственности за наше собственное невротическое стремление искусственно, механистично подгонять себя под образ «идеального Я» («а должен бы я уже быть (иметь; знать)…»).

И тоже — простить себе его, осознав и приняв свое несовершенство.

II.

Угроза отделению, психологическому разрыву с той средой, семейным сценарием, который мы «носим» в себе с детства (и какую-то часть будем носить пока живы).

Нередко даже декларируя вслух желание «уж я-то буду жить иначе, чем мои родители», мы можем испытывать в какие-то моменты дискомфорт (стыд, страх), выбирая для себя более благополучную (чего бы это ни касалось) жизнь, нежели родители.

Проявления, последствия этого страха отделения тоже могут иметь самые разные варианты

саботируем развитие бизнеса, карьеры (и тем самым — уровень доходов),

заболеваем,

берем на себя повышенные обязательства («пятилетку в три года») и затем, надорвавшись — получаем возможность оставаться там, где и были,

вступаем (или остаемся) в малоподходящие для нас отношения,

«спускаем» деньги (вкладывая в сомнительные предприятия, в том числе),

откладываем «на черный день», лишая себя в настоящем чего-то важного («а если заболею?», «вот когда…, тогда можно и…»),

отказываемся в принципе от новых предложений и возможностей, предлагаемых жизнью («в мои уж годы не об этом думать», «мне не справиться») и тд.

В этой ситуации важно осознавать — мы все это можем проделывать с собой и своей жизнью не потому, что мы «глупы», «не том возрасте», «неумехи» (как угодно) — по иной причине: мы хотим оставаться в безопасной для себя области, принадлежать своей семье и ее устоям, из которых мы уже, возможно, сейчас — на этом этапе своей жизни — вырастаем.

III.

Угроза нашей безопасности при встрече со средой и Другими — возможной конкуренцей, конфронтацией при столкновении интересов, потребностей наших и Других. И хотя можно оставаться в своих границах, организовать свою жизнь, следуя своему пути — исключить воздействие среды и Других на наше движение невозможно в полной мере, ибо каждый из нас — часть той же самой среды.

В этом случае может быть ценным внимательный взгляд на то, каким мы видим мир и Других, что в нашем мировоззрении нас пугает и ослабляет, на что мы можем влиять и что остается вне зоны нашего контроля и что — самое главное — мы выбираем для себя: ожидание жизни в «идеальном мире» или встречу с реальной жизнью, где есть наш страх, наш риск, наши ресурсы и наши естественные ограничения.

5122-480x272

Пожелаю вам удачи и самопринятия в естественном несовершенстве, смелости мечтать, желать и при желании — действовать.

Психолог Ольга Шубик — консультации, группы, коучинг

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.