Помощь в сложных,
кризисных ситуациях
+7 (903) 508-1945
Главная / Психотерапия / Экзистенция / Отказ от развития

Отказ от развития

22 декабря 2013

В какой сфере жизни вы отказались от развития?

Д.Холлис

…ожидаете определенности или ясного результата перед тем, совершить выбор?

Надеетесь, что у вас появятся готовые решения, ожидаете избавления или ждете появления гуру, чтобы понять, какой смысл все это имеет для вас?
Несомненно, урок, который остался у всех нас в крови, заключается в следующем: «Ты маленький и слабый, а окружающий тебя мир большой и сильный. Хочешь того или нет, тебе с ним придется взаимодействовать всю оставшуюся жизнь» Это наша общая экзистенциальная истина. Она по-разному опосредована особенностями родной семьи и смягчается и снова усиливается нашими переживаниями, но по-прежнему остается основным посланием нашего странствия.

Наша слабость заключается в следующем сверхобобщенном допущении, которое постоянно приводит нас к Теневому комплексу: «Я не хочу обращаться к этому ассиметричному отношению к окружающему миру, к своему бессилию перед ним, а потому буду цепляться за фантазии о спасении меня Другими, за совершенно ясные указания, что нужно сделать, чтобы я смог определиться в своем выборе или ожидать того, что его сделают для меня осмысленным или религия, или психология, или мой партнер. Если мой освободитель не сделает этого шага, я буду продолжать обвинять свое происхождение, ненавидеть моего бывшего супруга (или супругу) или искать более простую идеологию, которую смогу принять».

Фундаментализм, будь он религиозный, политический или психологический – это избегание зрелости и взывание к людям, ибо жизнь оказывается такой ужасной. Если я обращу свою неоднозначность к ригидности догмы или-или, обращусь за помощью в своем выборе к пастору, терапевту или гуру, присоединюсь к мифу, который объяснит мне мои страдания в жизни, то обрету «счастье». Такое счастье, даже если оно основано на избегании таинства странствия, его масштабности, а также проявления того мужества, которого оно требует. В страхе нет ничего плохого, самое плохое заключается в том, чтобы кому-то или чему-то другому передать управление своим странствием. Избегание живых богов, которые вселяют ужас и приносят исцеление, не вызывает жалости.

Если вспомнить, что Тень воплощает то, чем я не хочу быть, то предательство самости заключается в неспособности признать, что я являюсь именно тем, чем я не хочу быть. Намерения богов почти не связаны с намерениями Эго, и увиливание от той целостности, перед которой мы все виноваты, является психологическим эквивалентом первородного греха.

Как отмечает Юнг:

Этот внутренний процесс знакомства с Другим для нас имеет очень большое значение, ибо таким образом мы приходим к познанию аспектов своей сущности, на которые мы никому бы не позволили нам указать и которые мы бы никогда в себе не допустили.

Тогда Тень не может быть просто злом, ибо она необходима для сохранения целостности.

Расширенное понимание Самости основано на встрече с тем, что бросает вызов Эго. Более того, Юнг в другом своем труде пишет: Если раньше считалось, что Тень человека является источником всего зла, то сейчас на основании более тщательного исследования можно утверждать, что бессознательный человек, то есть его Тень, состоит не только из морально осуждаемых склонностей; в ней проявляется ряд хороших качеств, таких, как нормальные инстинкты, адекватные реакции, реалистичные инсайты, творческие импульсы.

Люди, которые считают себя «объективно» хорошими или уступчивыми и поэтому стараются избегать Тени, одновременно отказываются от лучших сторон своей самости. В личности, у которой отсутствует Тень, по определению содержится противоречие. Человек, который верит в то, что у него нет Тени, на самом деле является поверхностным и бессознательным, вполне способным причинять зло себе и другим.

Тогда вернемся к вопросу о том, что представляет собой моя Тень.

На этот вопрос следует ответить так: это – то, что есть у меня внутри, к чему я не хочу обращаться, но, тем не менее, оно содержит зародыш целостности. Если мы хотим узнать о Тени больше, нам, конечно же, следует углубиться в нашу индивидуальную историю, в наши нынешние страхи, но, так сказать, более эвристично.

Там, где существуют страхи, пребывает Тень, которая все время влияет на нашу жизнь, используя самые разные маскировки: проекции на других людей, подавление жизненно важной части нашей личности или уменьшение масштаба жизненного странствия – так, как будто мы ходим в слишком тесной обуви.

0

Comments are closed.