Помощь в сложных,
кризисных ситуациях
+7 (903) 508-1945

Зависимость

29 марта 2024

М. Вудман

Жить согласно идеям — значит не жить своей жизнью.

Гораздо легче пытаться быть лучше, чем ты есть, чем быть просто самой собой.

Если вы стремитесь жить идеалами, вас все время преследует ощущение несоответствия.

Образ ваших мыслей должен доставлять вам какую-то радость; ведь нельзя, чтобы в жизни оставались только «должна», «нужно» и «следовало бы».

И когда наступает перелом, вам приходится признать правду: вас лично просто не было.

Так рушится карточный домик.

Если вы стараетесь следовать своим принципам и идеалам, самая важная часть жизни может просто пропасть.

И в этом заключается скрытая ирония судьбы

Вот что я услышала от одной женщины: «У меня есть все и ничего. По современным понятиям, у меня есть все. Согласно запросам моей души, у меня нет ничего. Я одержала победу в борьбе за свою драгоценную независимость и потеряла все, что было для меня самым ценным. Я хотела любить и быть любимой, но что-то у меня внутри оттолкнуло эту любовь. Я ничего не могу понять».

 

Серьезная проблема в межличностных отношениях человека, который живет идеалами, как правило, включает в себя разницу между любовью и властью.

Если такую женщину эмоционально формировала мать (или какой-то ее «заменитель» — например, муж, фирма, церковь, социальные ценности), весьма возможно, что она испытывает голод по отношению к своему «Я».

Она зависима от матери, а потому остается открытой для ее манипуляций и чувствительной к ее угрозам отвержения.

Она не взращивает сама себя и не может признавать или отвергать свои чувства.

Стабильность ее эмоций определяется реакцией на нее других людей

С одной стороны, она подвержена манипуляциям, с другой — сама является манипулятором, ибо по всем правилам ее должны любить.

Совершенно неважно, присутствуют ли в ее нынешней жизни самые первые манипуляторы; они сохранились в ее психике в качестве комплексов, и если она их не проецирует на своих «любимых», то обращает против самой себя.

 

В своих усилиях стать зрелой и независимой такая женщина стремится быть все более совершенной, ибо единственный способ меньше зависеть от этого осуждающего голоса — стать настолько совершенной, чтобы он замолчал

Но он не замолкает.

Он хочет все больше и больше.

Так происходит столкновение противоположностей, вызванное огромным перенапряжением.

Если женщина стремится к независимости, желая получить ее путем совершенства, она изо всех сил мчится к своему изголодавшемуся «Я», которое абсолютно зависимо и хочет есть.

 

Сверхзаботливая мать может быть настолько плохой, насколько она начинает судить других, ибо если она проецирует на ребенка собственные идеалы, ее ожидания могут сформировать у дочери ложную систему ценностей.

Составляющей власти становится бессознательная идентификация: один человек считает, что другой будет жить в соответствии с его ожиданиями

Ребенок взваливает на себя часть бессознательного своей матери и делит это бремя с ней.

 

Пока ее энергия тратится на войну с комплексом, у нее не хватает сил на то, чтобы узнать, кто она и какая ей нужна поддержка.

 

Очень сложно определить тонкую грань между властью и Эросом. Например, если маленькая девочка готовит печенье вместе с матерью, она смотрит на мать и пытается ей подражать.

Ее маленькие ручки шлепают тесто так сильно, как могут, — печенье должно быть плотным.

Получится ли оно таким?

Мать может сделать ребенка зависимым, не дав девочке прочитать кулинарную книгу, а прочитав ее сама.

Она может предохранять ребенка от ожогов и сама ставить противень в горячую духовку, может самостоятельно добавлять сахар, муку или соль и не доверять этого ребенку.

Кажется, что здесь нет ничего особенного, а потому это вполне понятно.

Но чтобы удовлетворить свои эмоциональные потребности, девочка должна испечь печенье сама.

Иначе, хотя она будет хвастаться своим прекрасным печеньем, что-то у нее внутри все равно будет знать, что печенье испекла не она.

 

Казалось бы, не такая уж серьезная проблема, но если это общий паттерн отношений, то молодая женщина будет стремиться получить похвалу, но чем больше ее будут хвалить, тем больше она будет «отрицать» себя.

Не будет ничего, связанного именно с ней.

Чем больше она достигает, чем меньше все, чего она достигла, имеет к ней отношение

У нее развивается бессознательный мазохистский паттерн, который может проявляться в избыточной еде или употреблении алкоголя; этот паттерн будет заставлять ее все больше хотеть и все меньше получать.

Чем более совершенной становится она в своем воображении, тем меньше ее связь с самой собой

Мать, которая делает все, что необходимо, а затем хвалит свою дочь за результат, не только отбирает у дочери ощущение достигнутого ею самой, но, что гораздо хуже, убеждает ее в том, что весь мир может считать, что это не ее достижения, а кого-то другого.

Чем более успешной становится такая дочь, тем больше она осознает, что это не ее собственные успехи, а ее матери, которая находится у нее внутри.

Таким образом, ее внутреннее ощущение неудачи прямо пропорционально ее внешнему успеху.

 

Женщина, внимательно наблюдающая за работой своего мужа или ребенка, может тщательно скрывать свое истинное отношение: «Я знаю, что ты не сможешь это сделать. В конечном счете все ляжет на мои плечи».

Это позитивное материнство, которое пытается позаботиться обо всем.

Но позитивное материнство — это все-таки материнство, которое предполагает, что есть ребенок, который нуждается в поддержке.

Личные чувства взрослой женщины, фемининного Эго, могут по-прежнему оставаться в плену у матери

Женщины, которые ведут себя как малые дети и нянчат своих младших «сестер» или даже своих дорогих «мамуль», могут проецировать на окружающих своего беспомощного «ребенка».

В них скрыта глубокая обида за то, что им не позволено быть детьми, и, по иронии судьбы, их возмущает та ответственность, которую они в подавляющем большинстве случаев автоматически берут на себя.

 

Другой пример, когда «плохая мать» в сочетании с отцом, воплощающим совершенство, порождает хаос, — попытка написать сочинение или подготовиться к экзаменам.

Внутренний диалог может проходить, например, так: «Я не читала Канта; я должна прочитать Маркса… Ах, да, есть прекрасный текст Ницше. Я не сделала того или другого. С этой точки зрения, с этим я могла бы справиться… или с этим, или с этим».

Итак, начинается кружение вокруг да около, нить так перекручивается, что женщина может сидеть часами, поглощая все больше материала и при этом не получая ясного представления.

В конце дня она так и уйдет с грудой книг, не составив связную картину и не получив ясного представления о предмете.

Такой хаос может заставить женщину есть и пить, пытаясь оставить ее на прежней стадии развития и одновременно избегать следующей

Сначала ее могла по-настоящему интересовать эта работа, но, оказавшись во власти комплекса, она набрала горы материала, под которыми задохнулся ее творческий Анимус.

Когда над материалом не витает дух творчества, материал умирает.

Тогда сочинение или эссе становится тяжелой обязанностью

Самую сильную ненависть комплекс испытывает к удовольствию; он все сводит к неизбежной ответственности.

Повторяю: установка на ответственность является ключевой.

Ригидное Эго боится излишней плодотворности позитивной части материнского комплекса, ибо при всем желании женщины получить как можно больше, у нее всегда должны оставаться возможности роста в будущем.

Эго может получать от этого настоящее удовольствие, но все же оно должно прикладывать значительные усилия, чтобы принять решение, что вырастет, а что нет.

Если оно будет хвататься за все, то погибнет.

Единственный способ «поднять» вес — довести до своего осознания образ «плохой матери»

Хочу я писать эту статью или нет?

Я хочу.

Я, промозглая эгоистка, хочу это сделать.

Да, такая вот промозглая эгоистка.

Хочу взять на себя ответственность и собираюсь получать от этого наслаждение.

Я хочу это сделать исделать именно так, как мне хочется

Плохая мать не хочет личностного развития дочери; она не желает, чтобы женщина получала удовольствие, испытывала свободу и творческое наслаждение.

Молодые женщины, соблюдающие диету, преисполненные самых радужных ожиданий, все время покупают новые наряды для праздников и вечеринок, но после ночного объедания прямо перед долгожданным праздником они так поправляются, что их размеры увеличиваются вдвое.

Возможность наслаждаться собой — на работе или в игре — становится зоной повышенной опасности, которую следует предвидеть и осознанно к ней относиться; иначе власть перейдет к комплексу в мрачном облачении долга.

Если такая женщина выходит замуж за мужчину, у которого тоже развит негативный материнский комплекс, ему тоже грозит опасность попасть в эту паутину.

Он видит мучительные страдания своей жены с огромной кипой книг и бумаг, с которой она не в силах справиться, и если не поймет, в чем дело, то станет еще более сумасшедшим, чем она.

 

Даже если они не говорят о материале, ее тревога порождает тревогу в нем, и тогда он либо попадает в плен комплекса и вместе с ней погружается в него все глубже, либо успевает отскочить назад, испытывая страх и гнев.

Если же они оба отправляются в пасть пожирающей матери, то оба тонут в нечистотах.

Если он сможет вовремя достичь осознания и сохранить свою рациональную точку зрения, уже только это может констеллировать силу ее Эго.

Им обоим нужно очень хорошо осознавать воздействие комплекса, не придавать ему особого значения, если он пока для них не опасен, и обсудить между собой, как стать умнее его.

Комплекс Медузы в своей крайней форме заставляет человека «окаменеть», то есть останавливает поток его жизни — естественный процесс притока и оттока энергии.

Комплекс является позитивным, пока дает возможность происходить этому «оттоку», ибо если Эго лишено свободы выбора, возможность притока энергии может оказаться полной манипуляцией.

Ребенок, который подвергается манипулятивному «бескорыстному притоку» энергии в отношениях с плохой матерью, не может распознать в нем манипуляции, а потому очень заинтересован в притоке энергии.

 

В первые недели анализа у такой женщины может проявляться сильная Персона, и она будет говорить, что у нее все хорошо.

Но однажды аналитик спрашивает

А как именно вы это чувствуете?

В ответ такая женщина либо внешне начинает казаться еще сильнее, либо силы ее покидают совсем, либо она может распознать свои чувства через реакцию аналитика.

Если в конечном счете ей удается узнать свое «Я», она часто воспринимает это как чудо.

 

Однажды у меня была пациентка, историю жизни которой можно представить как целую череду потрясающих случаев, которые следовали один за другим.

Она рассказывала мне свою историю целых три месяца, не проявляя при этом никаких эмоций.

Но однажды она нашла брошенного щенка и спроецировала все чувства, которое испытывала к себе, на этот дрожащий комочек жизни.

Она сразу стала еще более ригидной и замолчала.

Я повернулась к ней и взяла ее за руку.

Женщина посмотрела мне в глаза так, словно увидела меня впервые, и разразилась рыданиями, которые сотрясали все ее тело.

Она снова пересказала мне историю своей жизни от начала до конца, словно забыв, что уже рассказывала все это раньше, но на этот раз ее рассказ был наполнен чувствами.

Комплексу, наложившему на нее заклятие, не удалось обратить мое прикосновение в игру под воздействием силы.

Пациентка не могла бы мне довериться только потому, что я аналитик и просто выполняю свою работу.

Она могла бы подумать, что я пытаюсь как-то на нее воздействовать, и тогда у нее появился бы скрытый мотив, но она знала, что это было спонтанное, прямое выражение любви и принятия.

Ее ответная реакция оказалась такой сильной, что каменная оболочка, в которой она прожила всю свою жизнь, дала трещину.

Разумеется, страхи и сомнения время от времени продолжали проявляться, но в тот момент она узнала, что ее любят и что она может принимать эту любовь, не испытывая страха.

Слезы, которые точат камень, лед, стекло, границы фантазий, — это слезы, о которых говорил Виктор Франкл, рассказывая о концлагере.

Не стоит стыдиться слез, ибо они свидетельствуют о том, что человек обладал великим мужеством — мужеством страдать

Из всех заключенных концентрационного лагеря только один смог надеть ботинки на свои распухшие ноги.

Когда Франкл спросил его, как он преодолел такую боль, тот ответил: «Я ее выплакал вместе со слезами».

Одно дело — плотно стиснуть зубы, совершенно иное — войти в контакт с реальностью происходящего, оставаясь самим собой.

«Плохая мать» любит бессознательное

Пока мы будем оставаться окаменевшими в неподвижном мире, нам не угрожает опасность раскрыть себя, чтобы выплакать свои слезы или спеть свою песню.

 

У матери-ведьмы есть рецепты для дураков на все случаи жизни; если строго им следовать (а если им следовать, то только строго), они гарантируют успех.

Она очень беспокоится о возможных ошибках, не оставляя для них места, ибо в них нет никакой необходимости.

Она — эксперт, который оценивает результат.

Тот, кто учится под ее руководством, с самого начала будет четко ставить цели и определять объекты, вызывающие у него интерес.

 

Реальный мир — это мир вещей, и задача человека состоит в том, чтобы извлечь из них максимальную пользу.

Совершенство не позволяет ему проявлять слабость или личные чувства.

Дочь такой матери начинает воспринимать себя как вещь, которой очень эффективно манипулируют.

Правда, она может и не догадываться, что знания ее матери лишены мудрости.

Кроме того, в них нет человечности и безусловной любви.

Ее дочь считает себя объектом.

Но такое отношение замаскировано: красивая, умная, драгоценная, несравнимая — все это лишено человеческого отношения.

Такая дочь лишена своей собственной точки зрения.

Может получиться так, что любая попытка дочери привнести в свою жизнь человеческое измерение вызовет у нее столь сильную тревогу, что в ее психике любое человеческое отношение превратится в предательство матери.

Для нее стать человеком — значит разочаровать мать, которая делала все, что могла, чтобы дочь стала успешной женщиной

Так как для сохранения человечности дочь должна переступить через материнские идеалы, реальную надежду на разрешение ее проблем дает только осознание необходимости того, что она делает.

 

Зло сосредоточено в идеале, лишенном человечности. Оказаться во власти комплекса — значит окончательно утратить доступ к реальности.

Чтобы осознать смысл своих поступков, ей нужно увидеть ту реальность, которую она избегает.

Открыв для себя, что мать никогда не позволяла ей соприкоснуться с глубокими, полноценными отношениями любви, которые помогают выжить, она возьмет собственную жизнь в свои руки.

Тогда она сможет свободно строить свою жизнь.

Этот радикальный переход от идентификации с матерью к полной самостоятельности, который опирается на первооснову женщины, представляет собой архетипический переход от ведьмы к Софии

С точки зрения человечности Медуза — это бессмыслица, София — это смысл человечности, укоренившаяся в истоках инстинктов, одновременно поддерживает связь с Самостью.

 

София — это внезапное озарение, восходящее из ледяных вод.

Это таинство.

Говоря языком психологии, оно происходит, когда Эго прекращает идентифицироваться с той и другой противоположностью: и с телом, и с психикой.

Однажды ощутив их взаимодействие, Эго может занять позицию, предполагающую их примирение, тогда как отождествление с одной из них означает враждебность по отношению к другой: тогда тело и психика переходят в состояние войны между собой.

 

Эго, которое опирается на реальность, может сказать: «Да, это мои части; отчасти я тело, отчасти я психика, но я — не тело и не психика; я — тело и психика, вместе взятые. Меня может болтать и заносить, как парусную лодку в бушующем океане, но, пройдя огонь, воду и медные трубы, я смогу придерживаться сбалансированной точки зрения, находящейся здесь, в центре; и именно здесь, когда у меня появились глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, я могу подчиниться. Жизнь может идти своим чередом; жизнь может из меня исходить. Я умерла и снова ожила, я потерялась и нашлась вновь».

 

Чтобы подчиниться Софии, необходимо очень сильное Эго и очень долгое странствие.

Можно бесконечно долго совершать колебания между противоположностями.

Насколько лучше сосредоточиться на той точке покоя, где Эго принимает решение подчиниться.

Без точки покоя не бывает ритма

Каждый человек, который спокойно и планомерно работал над тем, чтобы постепенно, шаг за шагом, привнести осознание в мышцы тела, и направлял энергию от солнечного сплетения к каждой области своего микрокосма, каждый, кто формировал у себя такую точку зрения, в один прекрасный день вдруг ощутит, что его поднимает ритм, даже если только на один момент — и в этот момент ему станет ясно все, что с ним происходит:

О, покорное музыке тело, о сверкающий взгляд,
Как нам, танцуя, постичь этот танец?

0

Comments are closed.

Новое в блоге

Электронная почта

Запись в группы
Новое в блоге
Новые статьи
Рубрики сайта